При сооружении различных монолитных конструкций используются разные виды опалубочных систем. Выбор наиболее подходящего варианта осуществляется с учетом проекта. Одним из применяемых вариантов является тоннельная опалубка.
Это специальная система, благодаря которой можно произвести бетонирование стен и перекрытий за один цикл. Применение такой технологии позволяет значительно сократить время на возведение зданий.
Сфера применения тоннельной опалубки
Монолитная технология позволяет получить цельные элементы, и это большое преимущество указанного способа строительства. Ведь чем меньше в здании швов, тем сложнее будет его разрушить.
Такое приспособление, как тоннельная или, как еще говорят, туннельная опалубка позволяет за один строительный цикл отлить и вертикальные и горизонтальные элементы, таким образом, стены и перекрытия будут представлять монолитную конструкцию без шва между элементами.
Использование тоннельной опалубки распространено в профессиональном строительстве. Её применяют не только для возведения жилых зданий, но и другой конструкций, которые требуют повышенной надежности. Например, для строительства станций метро неглубокого заложения.
Элементы опалубки
Туннельная опалубка – это комплект элементов, позволяющий возводить типовые здания и сооружения в минимальные сроки. При этом при применении этого способа снижаются трудозатраты, если сравнивать её с панельным способом строительства.
Основной элемент комплекта – это секция с прямоугольным сечением. Включает она вертикальные и горизонтальные щиты. Вертикальные щиты равны по высоте отливаемой стене, горизонтальный – соответствует по размеру перекрытию. В некоторых случаях используются не цельные секции, а две полусекции, которые стыкуются перед заливкой бетона.
Совет! Опалубка, в которой используют цельные секции, называют односекционными. Если же формы собирают из двух полусекций, то модель, соответственно, называют двухсекционной.
Вертикальные части представляют собой аналогичную конструкцию, что и щитовая стеновая опалубка. Собирается она из стальных щитов. Толщина щита – 3 мм, длина может быть 1250 или 2500 мм.
Вертикальные панели комплектуются двумя винтовыми домкратами, для выставления форм по высоте, а также роликовыми механизмами для более легкого перемещения конструкций. Горизонтальные щиты имеют стандартную длину, составляющую 2500 мм.
Преимущества и недостатки туннельной опалубки
Применяется туннельная опалубка в профессиональном строительстве достаточно широко, её основные преимущества:
- можно бетонировать типовые конструкции в один заход, при этом получить здание, не имеющее швов;
- повышается скорость строительства;
- системы позволяют получить формы идеальной точности;
- качество готовой конструкции практически идеальное.
К недостаткам стоит отнести большой вес форм. Их установка возможно только с применением спецтехники. Кроме того, выполнение работ требует определенной квалификации.
Монтаж и демонтаж опалубки
Туннельная опалубка состоит из крупных модулей. Из них собирают цельную единую конструкцию непосредственно на месте проведения работ. При монтаже соблюдаются следующие правила:
- на первом этапе определяется объем произведенных работ, составляется схема-чертеж в соответствии с проектом;
- производятся расчетные работы, определяется необходимое количество щитов, откосов или опор;
- на место доставляются элементы каркаса;
- производится сборка с использованием строительной техники.
При установке придерживаются следующего порядка:
- устанавливают стеновые элементы;
- монтируют верхние слои перекрытий;
- соединение между вертикальными и горизонтальными щитами осуществляются при помощи специальных шпонов. Установка этих элементов не только обеспечивает герметичность, но и предотвращает образование перекосов при сборке и в процессе заполнения форм бетонным раствором;
- устанавливаются откосы для обеспечения необходимой жёсткости конструкции.
В результате получается единая модульная конструкция. Далее по мере необходимости устанавливаются последующие секции. Общая длина собранного модуля может составлять 12,5 метра. К демонтажным работам приступают после того, как залитый раствор набрал не менее 80% прочности. Разборку проводят с применением спецтехники.
Туннельная опалубка – это комплект оборудования, позволяющая возводить монолитные конструкции типовых форм. Применение оборудования гарантирует высокое качество работ, уменьшение временных затрат и надежность отливаемых сооружений. Элементы каркаса используются многократно, что позволяет повысить финансовую выгодность проводимых работ.