Стяжной винт для опалубки: что это и правила его монтажа

При сооружении любой монолитной конструкции не обойтись без сборки опалубки. Это специальные формы, которые придают бетону заданные проектом формы. Очень важно, чтобы опалубка была достаточно прочной, чтобы давление бетонной смеси не вызвало её деформацию.

При заливке небольших элементов бывает достаточно установить укосы и наружные подпорки. Если это сооружается что-то массивное, то для фиксации щитов нужно что-то более значительное и прочное. В этом случае, используется винт стяжной для опалубки.

Зачем нужны стяжные винты

Применение стяжных винтов для опалубки необходимо для строительства опалубки, способной выдержать давление бетонной смеси. Если собрать опалубку неправильно, то после заливки бетонного раствора, щиты просто-напросто разъедутся в стороны под оказываемым на них давлением.

Пример стяжного винта для системы опалубки

В результате вместо желаемой конструкции, горе-строитель получит бесформенное бетонное образование. Чтобы исключить расхождение щитов, при выполнении монолитных работ используется крепежный винт в комплекте с гайками.

Характеристики стяжных болтов и гаек

Применение винтов стяжных для опалубки позволяет собрать прочные формы для придания бетонным конструкциям заданных проектом конфигураций. Эта деталь представляет собой металлический стержень с резьбой по всей длине.

Его основное назначение – удерживание щитов в заданном положении и обеспечение проектной толщины бетонной конструкции. Винт используется для сборки строительной опалубки разных типов (мелкощитовой, балочно-ригельной и пр.).

Комплектация

При сборке опалубочных форм производится использование комплекта стяжки. В состав комплекта входит:

  • собственно болт стяжной;
  • две гайки;
  • две шайбы большего диаметра, чем гайки.

Комплектация стяжного винта

Кроме того, для установки используется:

  • пластиковая трубка, диаметр которой больше диаметра болта;
  • фиксаторы-конусы, вставляемые с обеих сторон трубы.

Если установить стяжной элемент без использования пластиковой защитной трубки, то его будет невозможно извлечь после застывания бетона. А поскольку стоит шпилька недешево, то её рациональнее использовать многократно.

Поэтому в монтажные отверстия сначала вставляется трубка из ПВХ, а уже в эту трубку вставляется стяжной винт. После застывания смеси болт легко извлекается, а трубка остается в бетонном сооружении навсегда.

Характеристики стяжного винта

Для изготовления стяжных болтов для опалубки используется низколегированная сталь. Выполняются работы по их изготовлению методом горячего проката.

Пример стяжного винта

Совет! Стяжной винт профессиональные строители нередко обозначают и другими терминами. Его могут назвать стяжкой, шпилькой или анкерным прутом. Поэтому, если при изучении материалов по теме встретятся такие названия, стоит помнить, что речь идет об одном и том же элементе.

Стандартные размеры винта составляют:

  • диаметр 17 мм;
  • длина от 0,5 до 3 метров.

Стяжной винт для опалубки

При необходимости, можно заказать изготовление стяжных винтов для опалубки большей длины, но в этом случае, придется заплатить больше, чем при покупке стандартных изделий.

Характеристика гаек

В комплект к стяжной шпильке поставляются две гайки. Этот элемент может быть:

  • шестигранными;
  • барашковыми;
  • шарнирными.

Изготавливают этот элемент из высокопрочного чугуна методом высокоточного литья, а для защиты от коррозии используется цинковое покрытие. Внутренняя часть гайки, которая прилегает к щитам, выполняется плоской.

Для обеспечения более плотного прилегания гайка комплектуется шайбой. Назначение шайбы – увеличение площади опоры на щит. Основные характеристики гайки:

Пример гаек для стяжки

  • диаметр основания – 900-100 мм;
  • проектная нагрузка – 14 т.;
  • диаметр резьбы (наружный) – 17 мм;
  • диаметр резьбы (внутренний) – 15 мм;
  • шаг резьбы – 10 мм.

Виды стяжных винтов

Помимо стандартных болтов стяжных для опалубки, выпускается и крепеж других размеров. Они отличаются внутренним и наружным диаметром резьбы, а также шагом резьбы. В зависимости от диаметра стяжной болт для опалубки может выдерживать разные эксплуатационные нагрузки.

Длина винтов также бывает разной. Наиболее востребованный вариант длины – 1 метр, но изготавливаются изделия меньшей и большей длины.

Монтаж и демонтаж

При сборке опалубочных форм очень важно правильно установить стяжки. Основные правила ее монтажа:

Пример монтажа стяжного винта на щит опалубки

  • перед установкой щитов в них просверливаются отверстия необходимого размера для установки стяжек. При использовании стандартных крепежных деталей диаметр стяжки должен быть 22 мм;

Совет! Отверстия для установки стяжек просверливают не у самой кромки, а отступив минимум 10 см от края.

  • щиты монтируются на месте, согласно проекту;
  • в подготовленное отверстие на одном из щитов вводится болт. На него надеваются защитные детали в следующем порядке: фиксатор-конус, пластиковая труба, фиксатор-конус. Противоположный конец шпильки выводится через монтажное отверстие на противоположном щите. Концы болта должны выступать за пределы наружных частей щитов, чтобы можно было закрепить гайки. Поэтому длину болта подбирают в зависимости от запланированной толщины возводимой конструкции;
  • на стержни стяжек в двух сторон нанизываются шайбы и наживляются гайки;

Вариант использования стяжного винта

  • производится закручивание гаек по резьбе, регулируя расстояние между щитами в соответствии с запроектированной толщиной возводимого монолитного объекта.

После застывания бетонной смеси производится демонтаж стяжек, для этого:

  • откручиваются гайки с обеих сторон стяжного винта;
  • снимаются шайбы;
  • из трубки извлекается шпилька, сама трубка и фиксатор остаются в бетонном растворе.

Итак, стяжные винты – это важная часть любой опалубочной конструкции. Благодаря этому элементу щиты удерживаются в заданном положении, не разъезжаясь в разные стороны под давлением залитого в них бетонного раствора. При выборе крепежных деталей для монтажа опалубки важно отдавать предпочтение изделиям, изготовленным в соответствии с требованием ГОСТ. В противном случае, сложно будет гарантировать прочность сборки.