В современном строительстве нередко используются монолитные технологии. Особенности этого способа заключается в том, что конструкции отливаются из бетонного раствора, а не собираются из блоков или кирпичей.
Для заливки бетонного раствора собирают специальные формы из щитов. Для их соединения применяют стержни, которые вставляют в монтажные отверстия на щитах. Для скрепления этих стерней применяют специальный зажим для опалубки, его основное назначение – надежная фиксация элементов.
Для чего нужны зажимы
При монтаже опалубочных форм устанавливают друг напротив друга щиты из металла, пластика или ламинированной фанеры. Если раньше для скрепления щитов применяли стяжные болты с гайками, то в наше время все чаще используются при строительстве пружинные зажимы.
Это довольно простые устройства, выдерживающие нагрузки, которые оказывает бетонная смесь. Зажимы применяют при возведении опалубки для отливки фундаментов и стен. Конструкция замка простая, он состоит из следующих деталей:
- площадки металлической (стандартный размер 105 на 70 мм), эти площадки, усиленные ребром жесткости, имеют отверстия для арматурных прутов;
- направляющего, который приварен к площадке под прямым углом;
- мощной пружины и подвижного язычка с зубчиками, эти детали закреплены при помощи прочных заклепок.
Язычок зацепляется за арматурные пруты, которые вставляют в монтажные отверстия опалубочных щитов, поэтому эта деталь должна быть максимально прочной и устойчивой к нагрузкам. Для изготовления детали используется прочный металл с антикоррозионным покрытием.
Использование пружинных замков возможно при применении арматурных прутьев диаметром от 6 до 20 мм. Чтобы закрепить зажим, необходимо использовать специальный ключ, при помощи которого затягивается пружина. Разберемся, в чем преимущества применении зажимов, какие разновидности этих устройств существуют и какие отличия существуют между ними.
Преимущества и недостатки зажимов
Чтобы понять, какой вариант крепления выбрать при монтаже опалубки, необходимо оценить преимущества и недостатки пружинных зажимов и сравнить их с использованием стяжных болтов. Основными плюсами применения являются:
- Экономия времени. Установить и снять пружинный замок намного проще и быстрее, чем болт, так как не нужно тратить время на закручивание и откручивание гаек;
- Рациональное распределение средств. Зажимы стоят дешевле, чем комплект стяжных болтов.
- Высокая прочность. Применение пружинных замков позволяет создать прочное и надежное крепление.
- Высокая оборачиваемость. Пружинные замки выдерживают многочисленные циклы работы.
- Удобство монтажа. Устанавливают пружинные клипсы только с одной стороны опалубки. На второй стороне прутка приваривают фиксатор – кусок арматуры. Таким образом, один конец прутка будет похож на букву «Т», а второй останется свободным. Свободный конец вставляют в монтажные отверстия и устанавливают на него пружинную клипсу.
- Экономия материалов. При установке стяжных болтов, их монтируют в трубках из ПВХ, чтобы исключить контакт крепежа с бетонной смесью. В результате в монолитной конструкции остаются отверстия. При применении зажимов арматурный пруток извлекать не нужно, достаточно будет просто срезать выступающий конец арматуры.
- Универсальность. Использование этого крепежа возможно при сооружении опалубочных форм любых размеров.
Но, несмотря на многочисленные преимущества, есть у этого способа крепежа и существенный недостаток, а именно ограничение по нагрузке. Замки могут выдержать давление не более 4 тонн. Поэтому при сооружении крупных сооружений этот тип крепежа практически не используется.
Совет! Для сравнения приведем показатель предельной нагрузки, которая может быть оказана на стяжные болты, он составляем 20 тонн, то есть, в 5 раз больше, чем предельная нагрузка для пружинного замка.
Разновидности зажимов
Выпускаются пружинные клипсы разных видов, классификация проводится с учетом нескольких признаков. По материалу изготовления выделяют:
- стальные с порошковой окраской;
- стальные с оцинковкой.
Модели из оцинкованной стали прослужат дольше. Дело в том, что порошковая краска обеспечивает худший вариант защиты от коррозии, чем оцинковка. Кроме того, оцинкованные детали не требуют периодического обновления наружного покрытия, в отличие от деталей окрашенных. По нагрузке выделяют 3 вида:
- облегченные, способные выдержать нагрузку до 2000 кг, их использование возможно при возведении малых архитектурных элементов;
- усиленные модели могут выдержать нагрузку до 2500 кг, отличием является материал язычка, металл для изготовления этой детали закаляют в азотной среде. Кроме того, используется более прочная пружина;
- суперусиленные, снабженные дополнительным ребром жесткости на площадке, эти модели способны выдержать нагрузку до 4000 кг.
Установка и демонтаж
Разберемся, как правильно использовать пружинные клипсы для крепления опалубки. Правильный порядок действий:
- щиты опалубки устанавливают на запланированном расстоянии друг от друга;
- в отверстия вставляют арматурные прутки, свободный край прутка должен выходить за пределы щитка на 15 см;
- на выступающий конец прутка надевают зажим и сдвигают его так, чтобы он плотно прилегал к щиту;
- надевают ключ на замок, закрепив его при помощи верхнего рычажка;
- поворачиваем нижний рычажок, фиксируя замок.
Демонтажные работы провести еще проще. Необходимо:
- дождаться застывания бетона, как правило, не имеет смысла ждать до полного отвердевания смеси, достаточно будет, чтобы конструкция приобрела начальную прочность;
- молотком бьем по язычку лягушки и снимаем замок;
- при помощи болгарки спиливаем выступающие части арматурных прутков.
Совет! При покупке пружинных замков нужно обратить внимание на то, что на рынке есть изделия разных производителей. Поэтому нужно обращать внимание на качество сварных швов, толщину площадки и мощность пружины.
Итак, зажим, устанавливаемые на арматурные прутки при монтаже опалубки – это относительно новая технология в сфере монолитного строительства. Оно очень удобно в использовании, монтаж осуществляется буквально за считанные секунды, демонтаж осуществляется буквально одним движением.
Стоимость пружинных замков относительно невысокая, стоят они существенно дешевле, чем стяжные болты, применяемые для тех же целей. Единственным недостатком является ограничение по нагрузкам, так, даже усиленный зажим нельзя применять для монтажа опалубочных систем, если планируемая нагрузка больше, чем 4000 кг.