В монолитном строительстве применяются разнообразные опалубочные системы. Выбор наиболее рационального варианта осуществляется в зависимости от типа строящейся конструкции, от условий работы и прочих значимых факторов. Одним из вариантов опалубочной конструкции является туннельная опалубка. Это специальные формы, которые позволяют бетонировать стены и перекрытия за один строительный цикл. Такая технология позволяет ускорить производство работ и обеспечить наилучшее качество возводимых деталей.

Пример туннельной опалубки

Одним из важных преимуществ монолитного строительства является цельность возводимых конструкций. Чем меньше в строящейся конструкции швов, тем она прочнее и надежнее. Такой вариант, как туннельная опалубка (или как иногда говорят тоннельная опалубочная конструкция) позволяет за один строительный цикл одновременно отливать вертикальные (стены) и горизонтальные (перекрытия) элементы. Таким образом, данная технология дает возможность возводить конструкции, в которых практически нет швов, и сократить сроки строительства.

Конструкция опалубки

Применяемая в строительстве туннельная опалубка позволяет возводить типовые монолитные здания в минимальные сроки. Более того, данная технология практически на треть сокращает трудозатраты по сравнению с панельным способом строительства.

Элементы опалубки

Основным элементом опалубки является секция с прямоугольным сечением. Состоит секция из двух вертикальных щитов, высота которых равна высоте отливаемой стены. А также из горизонтального щита, площадь которого равна проектной площади перекрытия. Иногда вместо цельных секций могут использоваться полусекции, которые соединяются вдоль оси щита для формирования перекрытия.

Совет! Если туннельная опалубка собирается из полусекций, то такой вариант конструкции называется двухсекционным. В том случае, если опалубка собирается из цельных секций, то она называется, соответственно, односекционной.

Вертикальные панели опалубочной системы имеют ту же конструкцию, что и обычная стеновая опалубка, собираемая из стальных щитов. Толщина стального щита – 3 мм. Стандартные панели могут иметь длину 1,25 и 2,5 метра.

Внешний вид туннельной опалубки

Каждая вертикальная панель комплектуется парой винтовых домкратов, необходимых для выставления опалубки по высоте. А также двумя роликовыми механизмами для более простого перемещения конструкции. Горизонтальный щит стандартного исполнения может иметь длину до 2,5 метра.

Совет! Как правило, для отливки деталей с горизонтальными поверхностями большой длины используются двухсекционная туннельная опалубка. Однако при демонтаже форм для перестановки, опалубка на полусекции не разбирается, а перемещается цельными модулями.

Особенности сборки опалубки

Для осуществления строительства отдельные секции собираются в формы длиной до 12,5 метров. Поскольку вертикальные панели секций не имеют элементов для противодействия давлению бетонной смеси, в туннелях предусмотрена установка винтовых стяжек.

Совет! Чтобы обеспечить достаточную жесткость конструкций, стяжки в процессе сборки опалубки устанавливают с шагом 1,25 метров.

Кроме винтовых стяжек в верхней и нижней части вертикальных панелей, необходима установка дополнительной стяжки между параллельно расположенными вертикальными элементами опалубки.

Вертикальные и горизонтальные панели в секциях соединены болтовыми креплениями в паз. Соединительный замок – это штампованная пластина из стали, на которой просверлено два параллельных ряда соединительных отверстий.

Пример установленной туннельной опалубки

Чтобы тоннельная опалубка была установлена правильно, используется подкос специальной конструкции, благодаря которому можно очень быстро зафиксировать идеально прямой угол между вертикальным и горизонтальным щитом.

Экономический аспект

Качественная тоннельная опалубка стоит значительно дороже обычных щитовых опалубочных систем. Однако для постройки большого числа монолитных зданий по типовым проектам именно тоннельная опалубочная конструкция является более выгодным вариантом.

Одной из основных характеристик опалубочной системы является показатель ее оборачиваемости, то есть количество строительных циклов, в которых опалубка может быть использована. Качественная тоннельная опалубка имеет показатель оборачиваемости – 900-1000 циклов, то есть, она может быть использована до 1000 раз без проведения ремонта.

Благодаря такой долговечности, тоннельная опалубка окупается уже после 200 раза использования. При этом на протяжении всего срока эксплуатации не требуется замены формирующих щитов, как это бывает в случае, если используется опалубка, изготовленная из фанеры.

Размерная точность секций позволяет создавать детали, которые после завершения цикла не требует никакой доработки. Это обстоятельство сильно сокращает объем необходимых работ по отделке деталей.

Промышленная опалубка для строительства туннелей

Условия эксплуатации

Использоваться на практике тоннельная опалубочная система может на протяжении всего года. Даже в зимнее время допускается проведение строительных работ при условии, что температура наружного воздуха не ниже 25 градусов мороза. Эта возможность обеспечивается допуском применения тепловых пушек, которые устанавливаются внутри туннелей.

При применении этого способа строительства опалубка с торцов туннелей закрывается специальными теплозащитными шторками. Благодаря замкнутому контуру туннелей можно организовать прогрев системы с минимальными потерями тепла.

Опалубка туннельная рекомендуется к использованию при строительстве зданий в сейсмически активных районах. Так как использование данной технологии позволяет возводить здания с минимальным количеством швов и равномерным распределением нагрузки по поверхности.

Итак, туннельная опалубка – это конструкция, предназначенная для выполнения бетонирования стен и перекрытий за один строительный цикл. Применение опалубки данного типа выгодно для сооружения типовых монолитных зданий с одинаковой планировкой.

Похожие статьи